Не творец - не свободен!
Как отмечает Алан Роб-Грийе в эссе о драматургии Беккета, «Состояние человека, говорит Хайдеггер, — быть там. Возможно, театр воспроизводит эту ситуацию более естественно, чем любой другой способ представления действительности. Существенным в персонаже пьесы является то, что он „на сцене“: там».

...Что является опытом тишины, безмолвия? когда ты один? когда ты с другими? В чем заключается специфический опыт театральной тишины, состояние, когда полный зал людей сидит безмолвно? ... [мы пытаемся] раскрыть особенную полноту театральной тишины, тревожность, даже невыносимость этого спокойствия, когда язык застывает ... физиологию тишины — осознание сердцебиения и дыхания, обострение внимания — и мы замечаем, что сознание окружающих на пределе, замечаем эту странную и неизбежную близость других, которую подчеркивает тишина. Мы замечаем опыт самости, которая вторгается, когда языковой щит поддается, «страдание существования», которое кажется свойственным самосознанию, и мы исследуем стремление заполнить эту тишину мыслью, отвлечением, чем-нибудь. После такого переживания становится ясным, что театр (словами Жана-Луи Баррол) — «Искусство Восприятия», и что драматургия Беккета исследует «тайну Присутствия», которую театр разделяет с жизнью. ... Также становится ясным, что языковые игры мира Беккета ... — ответ на испытываемое побуждение, способ отгородиться от открытости местоположения. С этой точки зрения язык в «В ожидании Годо» становится способом придать форму тишине, почти скульптурным действием, где тишина театрального пространства то заключается, то освобождается.

Ненужные слова и банальности, даже стремительный монолог Лаки рассматриваются как оборонительные маневры против ощущаемой тяжести тишины, которую заставляют разделить публику. Публика Беккета, которую заставили осознать собственную реакцию, слушает «Не пьесу, а себя, выраженную/В чувстве как бы двух, как бы два/Чувства, становящиеся одним».

Мучительное толкование материальной «тамостности» мира Беккета принадлежит Чехову, письмо 1904г. Ольге Книппер: «Ты спрашиваешь: Что такое жизнь? Это то же самое, что спросить: Что такое морковь? Морковь — это морковь, и больше ничего о ней не известно».

Стэнтон Б. Гарнер мл., «Преподавание Театра,Преподавание «Годо»
«Преподавание „В ожидании Годо“ Беккета», Джун Шлютер и Энох Братер

В тот холодный январский день в 1956 я шел на Слоан Сквер полный надежд, чувствуя, будто мне будет предоставлен получасовой séance с Шекспиром или Расином — любой, кто считает это преувеличением, должен прочитать отзыв Джорджа Девина в «Беккет в шестьдесят»: «Первую встречу с Сэмюэлом Беккетом нужно описать как событие, запоминающееся на всю жизнь ... В течение получаса я соприкоснулся со всеми великими направлениями европейской мысли и литературы начиная с Данте...»

@настроение: +++

@темы: (-) Прочее