21. Познание математическое и непосредственное.
читать дальше
Паскаль верно говорит, как работает один и другой ум, я чувствую; и нахожу, что мой ум - непосредственный.
Возможно, я вижу в меру ясно,
однако плохо, что я так давно не возвращался к алгебре, в то время как мне вполне привили восхищение ей. Увы, решать последовательно мне было трудно, и я действительно старался охватить всё взором и, увидев ответ, каким я его представляю, я желал двигаться к нему не разирая средств, чувством сердца, пусть и решая это на бумаге.
О, Дима-сэнсей, я помню всё терпение ваших глаз, когда вы обозревали мои извилистые пути решения и вашего ученика, грустно сидящего на очередном тупике и вдохновенно озирающего новые пути решения)
Нет, не зная вех, троп не найти чутьем) Мне очень грустно, что мы расстались. Я, конечно, ее не понимаю, а бродить было приятно, но утомительно оттого, что я так часто терялся, но грущу. Алгебра - чистейшая и благороднейшая из наук(
Ц. T T
22. Здравомыслие.
читать дальшеПоложим, я выбираю очень немногое, но исследую глубоко. Надо помнить слова Паскаля о том, что сильный ум (=глубокий)может быть ограниченным, а широкий - поверхностным.
Ограниченным?
Это мне грозит, если я продолжу чтения так отрывочно; да и общественное дело меня никогда не волнует, что плохо.
А я еще и сделался честолюбивым. Нужно постараться не сгребать в крошильню все камни, чтобы не упасть под ними в растерянности. Многое уже требует действия, увы, тонкого, чтобы оно на мне прошло, и результатов я как будто не вижу. Значит, могу тревожить себя тем, что камни будут насыпаться, а с ними ничто не будет сделано. Таким образом под этим спудом я буду жить. Разум против, душа боится, о состоянии тела в таком случае мне думать не охота.
Я окидываю весь предмет взглядом, но можно ли сказать, что я останавливаюсь в суждении? Если я чувствую, то, по Паскалю, это так. Однако я иду вглубь? Значит ли, что иду к началам?
Мой ум не математический, так выходит? Или я ограничиваю себя тем, что раз "а", то "не б"?
Во всяком случае, алгебра - это хорошо. Она успокаивает ум, и дает ему не блуждать в чувствах (бывает ли так? Доно говорят, что я стал более раздраженным без причины и чаще расстраиваюсь. Я считаю, что причины есть, но хорошо помню, что расстраивался затем, что неэтично было бы не расстроиться. Долг общения, увы. Если я нахожу в себе обязательства перед выбранными мной людьми, то стремлюсь их выполнять. Ведь они выбраны. Трое. Есть, правда, выбранный тот, перед кем нет никаких обязательств. Но... я его не завоевывал. Что же до одного из троих, то он почти навязывал мне эти чувства, так что я был под давлением. Зная это, что я буду делать? Первое: мне дороги выбранные. Любой ценой, я бы сказал, но удержу. Второе: ничего не поделаешь. Если я пойду против этого желания сердца, мне будет больно. Разум над душой, но он не приказывает, а управляет тонко; и если он в силвх управлять так вообще, то пусть служит тому, чтобы выбранные не жалели о связи).
Итак, видно, что если ум тонко управляет душой, то ему нужны такие вещи, как алгебра (ей можно заниматься в одиночестве, а шахматами - нет; и в шахматах я хочу играть, а играя - даю волю сердцу = = ).
Паскаль пишет о множестве начал. Во-первых, оно есть, и это самое важное для меня: в душе мнго начал, а я знаю, что без желания своей души я не смогу хорошо держать себя. Поэтому математика необходима.
Итого, мне было бы хорошо сохранить как возможность "окидывать взором", так и "вникать в множества начал".
Что ж, пусть это и серьезная директива, но это род максимы разума, не так ли?
Есть ровно так же максима для тела, которая такая же сложная, не в этом ли я убеждаюсь? Держать тело в хорошей форме трудно.
И, кстати, максима должна быть и у души, хотя все, чего ей можно желать, не быть скованной ни в чем. (Нелегко будет и ей, если разум будет очень строг и все граничить рамками. Ну?
Хмф. Я еще подумаю, но в силах сказать только "мягко и нежно" или "медленно и плавно! (как там говорил Исори?)
Не навреди, не перемудри, не передействуй, не напутай.
Вообще не трогай! о V