Закончил вопросы о каноне, и поговорил с доно, и вот готов устало уже сказать, что Тедзука был гениален.
Но он заслуживает самых громких слов - этот художник создавал Искусство.
Острые темы, какие поднимал, парадоксальне способы решения, смелое авторское мнение. Потрясающая рисовка - не тонкость Хаяо Миадзаки, но решительный, точный штрих, гротеск; манера.
В его аниме не было звука; нигде почти, кроме астробоя. Но музыка! Но музыка! Для "Лесной Легенды" играл главный оркестр Токийской консерватории. Как пример, там, где мы сидели, не все было видно (ниже, об атмосфере - ниже).
Понимаете, эти "способы решения" - надо видеть. Его "Jump" - весь создан с точки зрения прыгающего. Прыжок - выше - выше.. Сельская местность, фрагменты, какие он видит, ворона, которую сбивает - город и бесподобное падение вдоль небоскреба и назад, выше! Окаен, гроза, война - ядерный взрыв (а у Тедзука много взрывов. Как бы ни рисовал - но он - в состоянии передать это. Да, теми красками, теми росчерками - как никто другой. Ни разу и никто другой не повторит.
Прыжок - до последнего. Прыжка во взрыв. И в ад. И оттуда вышвырнут обратно, на ту же дорогу, по которой он подпрыгивал "туп-туп.туп-туп". Чем передать все ощущения? Падения, взлета, всего, что происходило? Как передать то, что, невероятно мощное, автор вкладывал? Я не критик, и я собираюсь спать.
Это резко. Это круто. Это искренне до каждого кадра. Это взрыв)

А тот небольшой фильм, построенный на помехах телевизора, где герои с ними сталкиваются? Где тонко и изящно высмеиваются романтические штампы кино? Какая легкость! Какая свобода!
Скажите, субъективно пишу?
Да, увиденное - все - сделано странно. Но я помню, когда дети смеялись, и взрослые тоже, и каждый фильм провожали грохотом аплодисментов. В чероте все сидения заняты, и мы сидим в проходах, между рядов, как на квартире. Потому что смотрим такое. И это стоит того.
Росчерки салютов или кляксы истребтелей, кадр с поледней каплей воды во фляге - при войне, или сад искусственных цветов и капелька, сбегающая на жучка с пожухлого, одного живого растения - это понятно, это сильно. Это то, во что вложен невероятный смысл - безумно простой. Но с какой силой!
Вот искусство. Оно делается так.
Как делал Тедзука. А после Тедзуки идет прочее аниме.

Вот что. "Портретная галерея - и дзен монах там - это маленький и блесткий недвижный и меняющийся шедевр со вспышкой взрывчиком. Фигуральной. Это было.. мило.
Я знаю, что Тедзука создал не увиденного мной, увы, "Феникса". Аниме с одноруким скульптором-убийцей. Этот - предтеча Дейдары, наверное, многие слышали теперь, что эти герои связаны..
Так вот, самовольно привяжу вопросы искусства из "Наруто" вон туда. К "портретной галерее" и взрыву, который Тедзука вложил в акте творчества в эти короткие шедевры.